СКОРАЯ ПОМОЩЬ РЕСТОРАННОМУ БИЗНЕСУ

Профессии официанта, повара и бармена на сегодняшний день входят в двадцатку самых востребованных, об этом говорят данные российской кадровой компании Tom Hunt.

Сегмент предприятий общественного  питания с каждым годом занимает все большую и большую долю на рынке: от маленьких кафе с фастфудом, до ресторанов премиум-класса с элитной кухней. Нас готовы обслужить на любой вкус и кошелек. Вот только остается одна проблема – персонал. А точнее его дефицит.

***

Попробуем выяснить, насколько это серьезно и какие пути решения существуют? Для этого узнаем мнение трех сторон: работодателя, работника и рекрутера. Задаём вовпросы представителю руководящего состава однй из крупнейших сетей заведений общественного питания города Хабаровска.

- Расскажите, каков штат вашего заведения? Какие особые требования предъявляются к кандидату на должность? И какие специалисты более востребованы: повара, официанты или бармены?

- В трех кафетериях  работают порядка 80 человек. Как и везде, в ресторанном бизнесе требуются молодые, активные, целеустремленные люди, с желанием работать, а не «подрабатывать». Особое место уделяется такой способности как коммуникабельность, то есть умению грамотно общаться. Чаще всего это и является решающим фактором при приеме  сотрудника на работу. Также работник не должен быть сильно навязчивым, чтобы не отпугнуть клиента.

Строже всего  собеседования проходят для официантов. Если, например, повар напрямую не общается с гостем, ему достаточно лишь готовить изысканно и вкусно, то официанту необходимо быть в постоянном взаимодействии с клиентами. Официант – это лицо заведения. Чаще всего на эту должность идут девушки. Возраст ограничен: от 18 до 25 лет. Специального образования здесь не требуется, поэтому большинство официантов – студенты. И, как правило, к сожалению, они воспринимают такую работу как быстрый способ заработать неплохие деньги. Поэтому относятся к своим обязанностям несерьезно. Около 40% официантов отработав месяца 3-4 и накопив на модный телефон, увольняются.

- Получается, что  текучка кадров – это проблема, распространяющаяся в основном среди официантов?

- В ресторанном  бизнесе вообще текучка кадров  – явление постоянное. И наше  заведение не исключение. А затрагивает это действительно в основном официантов из-за особенностей профессии, которые уже были указаны выше.

- И как ваше заведение  борется с этой проблемой? Возможно, у вас есть какие-нибудь уникальные методы?

- Раз в полгода  управляющие проводят для своих  подчиненных различные игры и  тренинги, в ходе которых удается узнать пожелания персонала и предложения по оптимизации работы. Часто полученная информация помогает решить назревшие в процессе работы проблемы.

Для поваров  устраиваются соревнования на лучшее исполнение того или иного блюда. Победитель получает премию. Для барменов и  официантов разработана такая мотивирующая программа, как карточки продаж. Чем  больше их набрано, тем соответственно выше заработок. А рекордсмен получает еще и премиальные.

- Не работа, а удовольствие сплошное! И все-таки, когда вам необходимо найти работников, кто и как этим занимается? Много ли времени тратится на поиск? Есть ли в вашем кафе отдел по подбору персонала?

- Специального  отдела у нас нет. Поиском  и подбором сотрудников занимается  управляющий. Он размещает объявления в сети Интернет на сайтах поиска работы, таких как: SuperJob, headhunter, работа27.ru и других; также в социальных сетях: Вконтакте, Одноклассники; иногда мы подаем объявления в газету «Презент». Времени на все это уходит, конечно же, не мало. И 70% поступивших по объявлению звонков по большому счету «пустые». До собеседования добираются только 30% из позвонивших кандидатов, а остаются работать вообще 3%. То есть усилия прикладываются колоссальные, а результат получается небольшой.

- А пробовали  ли вы обращаться  в рекрутинговое агентство?

- Несмотря на то, что подбор персонала – это достаточно долгий и трудоемкий процесс, на сегодняшний день я могу с уверенностью сказать, что как управляющая с этой обязанностью справляюсь. Но не за горами расширение сети наших кафе. И вот тогда, думаю, мне точно придется обратиться в рекрутинговое агентство. Ведь это значительно экономит время, которое я могу потратить на решение других, не менее важных, рабочих вопросов. Это очень удобно еще и тем, что вне зависимости от того сколько работников и в какой сезон уволились, им уже будет готова замена. Останется лишь позвонить рекрутеру.

 ***

Опытом поделится работник одного из известных заведений общественного питания города Хабаровска.

Как долго вы работаете в сфере общественного питания? И почему сделали именно такой выбор относительно профессии?

- В этой сфере я уже 1,5 года. Начала работать еще будучи студенткой. Выбрала такую профессию, потому что сюда легко можно устроиться, не имея опыта работы.

- Вы проработали в нескольких заведениях или верно служите одному?

- За все время  такой карьеры, я сменила 3 места работы. Должность везде была – официант. Мне это нравится, так как есть возможность заработать неплохие чаевые и познакомиться с новым людьми, что всегда интересно.

- А по каким причинам вы уходили  с прежних мест работы?

- Во-первых, как  и многих, меня не устраивала  заработная плата; во-вторых, график  работы, который не был строго установленным, например 2 через 2, а постоянно менялся. Иногда приходилось работать даже 10 дней без выходных! Из-за этого я не могла планировать свою жизнь. Даже ближайшие события часто срывались по причине изменений в графике работы. Было и такое, что корпоративная культура заведения просто не соответствовала моему внутреннему представлению о рабочем месте.

- Расскажите, как  и где обычно вы ищите подходящую вакансию: читаете объявления в газетах, Интернете или устраиваетесь по рекомендациям друзей, знакомых?

- Чаще по такому случаю я пользуюсь Интернетом – смотрю свободные вакансии на сайтах.

- Всегда ли ожидания оправдываются?

- Нет. Бывает такое, что на собеседовании говорят одно, а на деле, когда уже заступаешь на свою должность, понимаешь: это совсем не то, что обещал работодатель. И оказывается такая работа мне совсем не подходит. Приходится увольняться.

- Как известно, одна из главных проблем абсолютно  всех заведений общественного питания  – дефицит кадров и их текучка. Как вы считаете, должно ли в Хабаровске существовать узкоспециализированное рекрутинговое агентство по подбору персонала для ресторанного бизнеса?

- Конечно, такое  агентство необходимо сегодняшнему  рынку труда. И чем уже (узконаправленней) будет его специализация, тем  качественнее будет сама услуга. Существование такого агентства значительно упростит рабочий процесс как работодателю, так и работнику: первому не придется волноваться за отсутствие кадров, ведь у него уже будет готовый список кандидатов, второй сможет быстро найти работу по душе.

 ***

И наконец, спросим совета рекрутера. Узнаем его мнение на этот счет. Попытаемся выяснить, что конкретно может предложить рекрутинговое агентство. Для этого побеседуем с директором одного из таких агентств Хабаровска.

- Расскажите, чем занимается рекрутинговое агентство, какую роль оно играет на рынке труда? В чем заключается суть работы такого агентства и какова его главная цель?

Еще 10 лет назад  услуги рекрутинговых агентств не пользовались особым спросом. В те годы к услугам  подбора персонала через рекрутинговые агентства прибегали только крупные компании. Да и тех было немного. Сегодня же число заказчиков рекрутинговых агентств значительно увеличилось, причем среди них все больше и больше представителей среднего и даже малого бизнеса. Соответственно спросу увеличивается и предложение. Это бесспорно позволяет каждой компании выбрать для себя наиболее подходящее рекрутинговое агентство исходя из соотношения «цена – качество» и направления его деятельности. Однако, вопрос выбора рекрутингового агентства далеко не так прост, как может показаться на первый взгляд. Поэтому, чтобы не жалеть потом о зря потраченных времени и деньгах, нужно следовать некоторым правилам.  

1. Доверить подбор квалифицированных специалистов можно только серьезному, хорошо зарекомендовавшему себя рекрутинговому агентству. Поэтому, прежде чем сделать выбор, стоит проконсультироваться у партнеров по бизнесу (наверняка кто-нибудь из них уже прибегал к подобным услугам).

Помимо рекомендаций, нужно руководствоваться и собственным мнением, которое можно составить, рассмотрев каждое из агентств по следующим критериям: 

- стоимость предоставляемых услуг. Здесь следует учитывать тот факт, что известные, давно работающие рекрутинговые агентства берут за свои услуги до 50 % от годового заработка подобранного ими специалиста. Если фирме такая сумма «не по карману», можно обратиться в агентства, которые готовы работать за сумму 10-20 % от доходов сотрудника. Конечно, есть агентства и с более низкими расценками, однако в этом случае качественного подбора персонала никто не гарантирует;

- известность и хорошая репутация агентства. Как правило, престижные, давно работающие на рынке труда рекрутинговые агентства, имеют большую базу, собственные методики работы, а также опытных, квалифицированных специалистов. Но это вовсе не означает, что вновь появившаяся и еще не известная широкому кругу компания, сделает свою работу хуже. Часто «молодые» рекрутинговые агентства работают активнее и больше стараются, желая заработать положительную репутацию;

- направление деятельности рекрутингового агентства. Не трудно понять, что если рекрутинговое агентство занимается определенным направлением, например, подбором персонала для ресторанного бизнеса и сферы общественного питания, то у него есть больше возможностей закрыть появившиеся вакансии быстро и в срок, выбрав в существующей базе соискателей работы именно тех кандидатов, которые будут соответствовать запросу работодателя;

- наличие гарантий. Обычно серьезные рекрутинговые агентства гарантируют бесплатно однократно подобрать другого сотрудника в том случае, если заказчик просит произвести замену в течение испытательного срока.  

2. Перед встречей с консультантом рекрутингового агентства необходимо тщательно продумать требования к искомому работнику.   

3. Нужно помнить, что предлагаемые рекрутинговым агентством специалисты тоже не сидят на месте, и их в любой момент может нанять другой работодатель. Поэтому, получая резюме от агентства, стоит рассматривать их как можно скорее. К тому же, бывают случаи, когда первый же предложенный специалист отвечает всем необходимым требованиям, но работодатель желает встретиться и с другими претендентами, чтобы убедиться в правильности выбора. А за это время специалист уже находит работу в другой фирме, и поиски приходится начинать сначала. Поэтому, при обращении в агентство по трудоустройству, нужно быть готовым к тому, что придется просмотреть не один десяток кандидатов, прежде чем найти подходящего специалиста.

Цель рекрутингового агентства – формирование и развитие цивилизованного рынка труда в сфере общественного питания в городе Хабаровске и Хабаровском крае.

 

Итак, подведем итоги. Проанализировав полученную информацию, выходит, что недостаток и текучесть кадров – постоянная проблема абсолютно всех заведений общественного питания. Поэтому, чтобы вовремя подобрать необходимых специалистов и при этом не понести финансовых потерь, желательно передать такую функцию узкоспециализированному рекрутинговому агентству.

Бамбурова Елизавета Андреевна, ПР-менеджер ООО "Компания Давлет"